
"Условием выживания человечества является комплексная перестройка общественного сознания, связанная с изменением взаимоотношений со средой обитания, — экоконверсия. Вероятно, из прочитанного вами в этом учебнике стало ясно, что готовых ответов, каким должно стать человечество, нет — есть лишь понимание того, каким оно должно перестать быть."
заключение из последней главы http://batrachos.com/help-books-ecology
Для экоконверсии необходимо освободиться от многих широко распространенных мифов — явных и неявных установок нашего сознания, формирующих восприятие действительности и отношения с ней. Естественно, никто не может предложить «правильный» список таких мифов, а тем более — набор тех положений, которые должны прийти им на смену. Авторы данного учебника предлагают читателям рассмотреть один из вариантов списка этих мифов — в качестве основы для размышления и обсуждения. Кому-то некоторые из этих мифов покажутся азбучными истинами. Это следствие или заблуждения авторов, или несвободы восприятия читателя.
Итак, по мнению авторов, наше развитие ограничивают, кроме прочего, такие мифы:
— миф о человеке как венце творения и хозяине природы;
— миф о том, что существует авторитет (политический лидер, начальник, Бог, пророк, гений, Большой Брат и т.д.), который может предписать правильный способ действий;
— миф о том, что земная жизнь не является чем-то самоценным и служит лишь для испытания тех качеств, которые определят настоящее, посмертное существование (например, в раю или в аду);
— миф о том, что «простой человек» может не ломать голову над глобальными проблемами; решать их — дело ученых, которые «что-нибудь придумают»;
— миф о всесилии или надчеловеческой ценности науки как одного из способов нашего взаимодействия с действительностью;
— миф о том, что социальная природа человека позволила ему избавиться от врожденных биологических свойств;
— миф о том, что врожденные биологические свойства человека могут быть оценены как «хорошие» или «плохие» (например, что человек от природы эгоистичен и потому плох);
— миф о том, что окружающие нас виды могут быть поделены на «полезные» и «вредные»;
— миф о том, что все свойства организма содержатся в его генотипе (а ценность организма исчерпывается особенностями этого генотипа), характерный для вульгаризованного понимания современной науки;
— миф о женщине как о предназначенном для репродукции сорте человеческих существ (характерен для примитивно-патриархальных обществ);
— миф о женщине как о существе, которое должно следить за модой, блистать красотой, вести светский образ жизни и не быть излишне разумным (характерен для общества потребления);
— миф об армии как «школе мужества» и милитаризме как высшем проявлении мужских достоинств;
— миф о патриотизме как о превознесении интересов одного государства или одной страны, и пренебрежении всеми остальными;
— миф о существовании особых национальных интересов и о нациях как о сущностях, заслуживающих жертв;
— миф о державности и самоценности государства, хотя бы в чем-то превышающих ценность его граждан;
— миф о «природных ресурсах» как о чем-то, естественными хозяевами чего мы являемся;
— миф о том, что всякий человек имеет естественные права на полезные ископаемые, захороненные внутри границ государства, гражданином которого он является, и не имеет отношения к ископаемым, захороненным за пределами этих границ;
— миф о том, что счастье и ценность жизни отдельного человека возрастают с ростом его уровня потребления или богатства;
— миф о том, что уважающий себя человек должен соответствовать стандартам потребления, предлагаемым современной индустрией рекламы;
— миф о существовании «объективных» оценок, более надежных, чем «субъективные» оценки отдельных людей;
— миф о существовании «объективной науки», в которой исследователь лишь выбирает методологически правильный алгоритм, собирает исходные данные и перекладывает их обработку на безупречную компьютерную программу, которая «сама» делает необходимые вычисления и выводы;
— миф о том, что наука должна познавать «объективную реальность» как мир отдельных объектов (вещей, тел), которые существуют независимо от нас и от нашего взаимодействия с ними, о том, что нас самих можно рассматривать не как воспринимающих, познающих и адаптирующихся субъектов, а как некие объекты такого "мира вещей" - реальности;
— миф о большей моральности или ценности традиционного, патриархального образа жизни и его пригодности для нынешнего этапа развития человечества;
— миф о том, что дедовский опыт, здравый смысл, приметы и структура ценностей, сформированные в одну эпоху, могут быть применимы в условиях экологического кризиса;
— миф о том, что постиндустриальное общество, главным ресурсом в котором является информация, может быть устойчиво, сохраняя мораль общества земледельцев или индустриального общества;
— многие другие, еще неявные мифы.
Готовы ли вы взять на себя ответственность за свой образ мыслей и за будущее Земли и человечества?